работа с родителями




Рекомендации родителям на лето


вВпереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!
Для своих летних занятий можно использовать следующую литературу:
  • Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ )В.В.;
  • Ю.Б. Жихарева-Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
  • Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
  • Л.Н. Смирнова Мы учим звуки Ш, С.
                                        Мы учим звуки Р, Л.;
  • Л.А. Комарова Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях.
Автоматизация звука Л в игровых упражнениях.
Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.
Автоматизация звука С в игровых упражнениях.

Стихи, тексты для закрепления произношения звуков С, З, СЬ, ЗЬ


Чудесная сумочка
В сумочке чудесной –
Ох и чудеса,
В сумочке прелестной
Сыр и колбаса,
Соль, фасоль, сырочек,
Сахарный песок,
Маслица кусочек,
Ананасный сок.
Вездеход
Вам сегодня не везет?
Вас автобус не везет?
Вы возьмите вездеход!
Вездеход вас повезет…
Верно, правильно назвали
Вездеходом вездеход
Склевали гуси
Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся…
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Затея
Вот веселая затея –
 запускать на нитке змея.
Змей летит выше берез!
Ветер змея не жалея
Прямо к солнышку понес.



Саня и сани
Маленькому Сане подарили сани.
Посмотрите сами: вот какие сани!
Вез на гору Саня за собою сани.
Съехал с горки Саня, а на Сане – сани!
Подберезовик
Подберезовик, подберезовик
Ловко спрятался под березою
Да не прячься ты так старательно –
Я найду тебя обязательно.
Вот так свистнул!
Кто-то принес Сереньке свисток. Носит с тех пор его Серенька всюду с собой и все свистит да свистит.
Один раз Серенька как свиснет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане.
Зайка и коза
У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске. Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет!»

Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Ш, Ж

Жадина
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.

Прибаутка
Уж ты, Мишенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой бережок.
Добыча меда
Жалко жадных медвежат,
Пчелы кружатся, жужжат,
Жала к рожицам все ближе…
Мед медведи жадно лижут.
Наша Маша
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки на окошке,
Две Танюшки на подушке.
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.

Шмель
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу,
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что же Женя убежал?
Лошадки
Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!»Женя бежал вперед, поднимая ноги, как лошадь.
Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к дому.
Школа
Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них – школьные портфели. Там лежат книги и тетради.
Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика.

Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Л, ЛЬ

Мила и мыло
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила.
Миле в глаз попало мыло.
- Что ты плачешь, наша Мила?
- Я выплакиваю мыло.

Лапти
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.

Хозяйка
Убежало, убежало
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
Любят очень сильно славную малышку,
В ванночке купают Милочку-голышку,
Помогают маме Лада и Алина.
Лада поливает Милу из кувшина,
Мама моет мылом своего младенца,
А Алина вытрет Милу полотенцем.
Клоун-чудак
Клоун-чудак
Все делал не так:
Ломом копал,
Лопатой ломал,
Пилой колол,
А кистью мел!
Находка
Мала сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно.
Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок и понесла домой.
Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все молоко и уснул.
Лодочка
На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели в лодку и поплыли.
Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно довели лодку до мели.


Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Р, РЬ

Все красное
Красный помидор растет на огороде.
Красный георгин красуется в саду.
Красная брусника краснеет у дороги.
А красную ромашку я что-то не найду.
Кенгуру
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору.
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки
Алешкина кричалка
Лейся, лейся дождик!
Я хочу расти!
Я не сахар! Я не коржик!
Не боюсь я сырости!
Три крокодила
Жили в долине Нила
Три больших крокодила.
Первый – только большой.
Второй – с прекрасной душой.
А третий – ну просто милый!..
Но всех их зовут - крокодилы.
Драчун
На руке у Ромы рана,
И рукав у Ромы рваный.
Дрался Рома утром рано
У своих ворот с бараном
Варежки
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
В пенале
Хвастались друг перед другом ручка и карандаш.
-   Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без единой ошибки!
-   А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл, когда ошибался!
А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их ошибки.

Разведчица
-   Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
-   Наверное, расстроилась. А почему ты спрашиваешь?
-   Меня Вовка на разведку прислал.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему.
Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин
Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).
Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. "Я буду продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Ребенок отвечают. "А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?" — "Покупателем", — отвечают ребенок. "Что делает продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называют их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь,  б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками.

Можно ездить или нет
 Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц).
Взрослый выставляет игрушки и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Взрослый следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Работа над слоговой структурой слова


Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: "мацицикл" (мотоцикл), "мицанель" (милиционер), "касанавт" (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: "касавока" (сковородка), "писось" (пылесос), "анга" (нога), "липека" (таблетка) и т.п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. В таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.

  В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

  По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи.

  Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

  Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).

  Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики - органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
  При подготовке ребенка к школе нужно поработать над слоговой структурой слова, т.е. определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить пропуски гласных звуков на письме.

Можно предложить задания: 
  • Определить количество слогов в слове;
  • Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов;
  • Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки  (..буз, ут.., лод..).
  • После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
  • Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный-гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка, пас-та и т.п.), далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т.п.).
  • Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник, каст-рю-ля, прос-ты-ня.
  • Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок пропускает или переставляет слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с боле простых – двухсложных.
  После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный вид работы, чем отработка изолированного произнесения.
  Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой.
  • Напишите слово (лучше на клейких листах), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание можно выполнять с опорой на образец, а затем по памяти.
  • Выделить первый слог из названия картинок, записать его, прочитать, что получилось ([ма]трешка, [ма]лина, [мы]ло, [ла]сточка, [ра]ма, [му]ха - Мама мыла раму.);

Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно учебной.


Артикуляционная гимнастика для детей и их родителей


Многие родители считают, что очень важно заниматься физическим воспитанием детей дошкольного возраста. Занимаются каждый день гимнастикой с ребенком для укрепления опорно-двигательного аппарата, то есть гимнастика рук и ног. Правда, нужно обратить внимание на то, что нужно еще делать, гимнастику для языка.
Гимнастика для языка также важна, как и для всего тела
Для преодоления нарушения речи у ребенка и для профилактики, необходимо делать упражнения по артикуляционной гимнастике. Язык, является основной из мышц органов речи. Поэтому нужно тренировать абсолютно все мышцы. При регулярных занятиях такой гимнастикой можно избавиться от ошибок в произношении звуков, избежав логопедической помощи специалиста.
Данные упражнения необходимо делать каждый день, вставая у зеркала, и затрачивайте, пять-семь минут. Заинтересовать чадо можно выполняя упражнения при этом, показывая картинки или игрушки, для наглядности поможет игровая форма.

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста. Имеются следующие упражнения:


Упражнение улыбка
Это упражнение позволяет ребенку научиться держать губы, в улыбающемся состоянии считая до десяти раз, при этом обнажая зубки сверху и снизу.
Способ выполнения: улыбаясь, показываем зубки и удерживаем губы, в улыбке считая от пяти до десяти раз.
Упражнение трубочка
Вырабатывает движение губами вперед.
Выполняем: удерживаем под счет до десяти раз вытянутые сомкнутые губы вперед.
Упражнение лопатка
С помощью этого упражнения вырабатываем умение удерживать язык в состоянии расслабленности и спокойствии.
Для выполнения упражнения, нужно делать следующее: улыбаемся, приоткрыв рот, кладем язык на нижнюю губу. Удерживаем так язычок, в этом положении считая от пяти до десяти. При этом не растягиваем губы сильно в улыбку, а кончики языка касаются уголков рта, чтобы не было напряжения.
Массаж языка
Вырабатываем умение удержать язычок в спокойствии и расслабленном состоянии.
Для этого, делаем следующее: улыбнувшись, приоткрыли ротик, положили широкий язычок на нижнюю губу. Верхняя губа прихлопывает по язычку: ля-ля-ля. считаем до десяти или пятнадцати. Потом верхние зубки прокусывают широкий язык: тя-тя-тя. Так же до десяти-пятнадцати раз. При выполнении края касаются уголков рта, губки не растянуты в улыбке, чтобы не было напряжение.
Упражнение иголка
Вырабатывает умение делать язык узким.
Способ выполнения: улыбаемся, широко раскрыв ротик, язычок выдвигается в перед, напрягаем его, делаем узким. Удерживаем под счет до десяти. Не зажимаем язычок зубками, губками, не отпускаем к подбородку.
Упражнение часики
С помощью которого, вырабатываем умение поворачивать языком к уголкам рта.
Делаем часики: улыбнулись, приоткрыли ротик, кончик язычка укрепляем за нижними зубками и не отрываем его от зубиков в течении, счета до десяти раз.
Упражнение горка
Вырабатывает умение удерживать кончик язычка за нижними зубками.
Выполняем: приоткрыв ротик, улыбнулись, укрепили кончик язычка за нижними зубками и не отрываем его от зубиков в течение десяти, то есть, считаем до десяти.
Упражнение, которое называется киска, сердится
Вырабатываем умение удерживать язычка за нижними зубками, и выгибаем спинку.
Выполнение: улыбнувшись, открываем ротик, кончик язычка упираем в нижние зубки и, не отрываем его от зубиков, выгибаем спину, как это обычно делает кошка, когда начинает сердиться.
Сделать парус
Вырабатывает умение поднимать язычок к небу и держать под счет до десяти раз.
Выполняем: улыбнувшись, открываем ротик, и кончик язычка укрепляем за верхними зубками. Удерживаем в таком положении под счет, где-то десяти раз.
Чистим зубки
При этом вырабатываем умение удержать кончик язычка за зубками сверху и снизу.
Упражняемся: улыбнувшись, приоткрываем ротик, кончиком язычка чистим нижние зубки изнутри, двигая язычком из одной стороны в другую. Точно так же чистим и верхние. Нижняя часть челюсти находится в неподвижном положении, работаем только язычком, под счет от десяти до пятнадцати раз.
Качели
Чередуем положение язычка вверху и внизу.
Выполнение упражнения происходит, следующим образом. Улыбнулись, затем приоткрыли ротик, выдвинули язычок. Поднимаем его вверх за верхними зубками, потом вниз за нижними. Чередуем положение движения язычка при счете от десяти до пятнадцати раз.
Упражнение вкусное варенье
Целью выполнения является выработка умения поднимать широкий язычок к верхней губе.
Выполняем: улыбнулись, открыли ротик, широким язычком облизали верхнюю губу сверху вниз. Считаем до десяти, не открываем ротик и не помогаем губами, удерживаем язычок широким.
Упражнение чашечка
Суть выполнения вырабатываем умение язычка держаться в форме чашечки.
Выполняем данное упражнение: делаем улыбку, открыли ротик, начинаем удерживать язычок в форме чашечки, при этом считаем до пяти или до десяти. Ротик в этот момент не закрываем и следим за своими губами в форме приятной улыбки.
Упражнение бочка
Суть выполнения: укрепление мышц языка.
Для выполнения улыбаемся, рот немного приоткроем, язычок по очереди упираем то в левую, то в правую щеку и считаем до десяти-пятнадцати.
Упражнение под названием барабанщик
Суть упражнения: укрепление мышц языка, выработка умения держать язык за верхними зубками.
Выполняется следующим образом: улыбнулись, открыли рот, стучим кончиком язычка за верхними зубками: “д-д-д-д-д”. Звук “Д” произносим для начала медленно, потом темп ускоряем. Губы находятся в форме улыбки, рот не закрывать, стучим в бугорки за верхними зубами.
Упражнение маляры
Суть: умение двигать языком вверх вниз, растягиваем подъязычную связку.
Не сложное выполнение: сначала улыбнулись, открыли ротик, погладили кончиком язычка твердое небо, движения вперед и назад. Губы в это время не должны двигаться вместе с нижней челюстью, а язычок не вылезает. Считаем до десяти.
Упражнение лошадка
Целью упражнения является укрепить мышцы языка, растягиваем подъязычную связку.
Для выполнения, нам потребуется: улыбнуться, раскрыть ротик щелкать кончиком язычка за верхними зубами, будто бы цокаете копытцем. Нижняя часть челюсти в неподвижном состоянии, внимание уделяем работе кончика языка. Считать до десяти.
Следующее упражнение грибок
Для укрепления мышц языка и растяжение подъязычной связки.
Выполняется так: улыбаемся, открываем ротик, язычок как присоска цепляется за небо. Считаем до пятнадцати.
Заключительное упражнение это гармошка
Так же укрепление мышц языка и растянуть немного подъязычную связку.
Выполнение: во-первых, улыбка, во-вторых, присосаться к небу, а в-третьих, не опускать языка, одновременно открываем и закрываем ротик. Удерживать в течение десяти секунд.





Давай поговорим…

Уважаемые родители, не забывайте, что дети чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.
Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.
От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме уже ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.


Игрушка в жизни ребёнка
Уважаемые взрослые, вы, конечно, знаете, что игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, большие конструкторы для строительства учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки.
Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это.
В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.
Выбирайте игрушку обдуманно для своего ребёнка!


Нужно ли обучать чтению с 5-6 лет?

Как облегчить процесс адаптации ребенка к школьной жизни? Одним из путей решения этой проблемы является снижение нагрузки первоклассников. И в первую очередь за счет раннего обучения ребенка чтению и подготовки его руки к письму.
А можно ли научить читать детей 5-6 лет? Исследования психологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети уже с пяти, а тем более с шести лет вполне способны овладеть деятельностью чтения.
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для ребенка настоящей пыткой.
Стремиться следует к тому, чтобы были сформированы следующие мотивы:
- познавательный мотив – чтобы  узнать много нового и интересного об окружающем мире;
- перспективный мотив – чтобы было легко учиться в школе;
- мотив личностного роста – чтобы стать таким, как взрослые и чтобы удивить и обрадовать своих близких;
- деятельностный мотив – чтобы можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, задания;
- мотив общения со сверстниками чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
Начинать обучение чтению нужно в строго определенной последовательности.
Первый этап – обучение звуковому анализу слов. Ребенок должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.
Второй этап обучения – это знакомство с буквами.
Третий этап – выделение слогов в словах и чтение слогов.
Четвертый этап – чтение слов разной длины. Начинать лучше со слов, состоящих из 2-3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв. А когда вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (или, во всяком случае, не боится их читать), то тогда можно переходить к чтению текстов.

Формируем грамотную речь

Уважаемые мамы и папы, обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка.
Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.













Комментарии

Популярные сообщения из этого блога